С 1 июля 2015 года в России могут ввести предельные сроки эксплуатации транспортных средств. Проект поправок в закон «О безопасности дорожного движения» уже разрабатывается Министерством промышленности и торговли РФ. Уведомление о разработке поправок опубликовано на едином портале размещения информации.
Как следует из текста уведомления принятие нового закона объясняется необходимостью обеспечить «соответствие российского парка автомобильной техники современным техническим и экологическим требованиям, а также требованиям безопасности».
По мнению разработчиков документа, обновление автомобильного парка России позволит «существенно улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения и экологией на российских дорогах». Еще одним результатом принятия нового закона должно стать «стимулирование производства автомобильной техники», что принесет бюджетам различных уровней дополнительные доходы от налогов и сборов.
Круг лиц, на который распространится действие нового закона, описан, как хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области производства колесных транспортных средств, а также потребители указанной техники. Таким образом, под возрастной ценз могут попасть и автомобили, принадлежащие частным лицам.
В справке Минпромторга подчеркивается, что подавляющее большинство автомобилей в России эксплуатируются «за пределами нормативного срока службы». Старые машины не соответствуют не только современным требованиям пассивной, активной и экологической безопасности, но и тем нормам, на которые были рассчитаны изначально, так как с годами усталостные напряжения в конструкции возрастают в 1,4–2,5 раза.
«Высокая вероятность внезапного выхода из строя узлов и агрегатов в процессе дорожного движения, и как результат, высокая вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам», —подчеркивается в документе.
Действующий закон «О безопасности дорожного движения» ничего не говорит о возрасте автомобилей. В законе лишь отмечается, что владельцы транспортных средств, участвующих в дорожном движении, обязаны поддерживать их в технически исправном состоянии, а техобслуживание и ремонт машин должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, законом запрещается.
По данным аналитического агентства Автостат, средний возраст легкового автомобиля в России составляет 12 лет. При этом иномарки заметно моложе машин отечественного производства: 9 лет против 14,9 лет. Две трети автомобилей российского производства, передвигающихся сейчас по дорогам России, выпущены более 10 лет назад.
Ранее замглавы Минпромторга Андрей Дутов заявлял, что около 40% легкового и почти половина коммерческого транспорта, эксплуатируемого сегодня в России, имеют возраст старше десяти лет. По его словам, помочь обновить автопарк должна возобновленная недавно в России программа по утилизации.
В конце августа стало известно, что правительство одобрило предложение Минпромторга. Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, было решено вернуть программу утилизации для легковых и грузовых машин на четыре месяца — с 1 сентября по 1 декабря 2014 года.
10 сентября глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что программа обновления автопарка автотранспортных средств уже работает, и к ней присоединились все основные автопроизводители, в том числе ГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, «Соллерс», Ford Sollers, PSA Peugeot Citroën, Volkswagen, «Renault Россия», Hyundai и KIA.
«Программа обновления парка автотранспортных средств стартовала после согласования ее условий с российскими автопредприятиями. Их суть заключается в том, что автопроизводители начинают реализацию программы за счет собственных ресурсов до момента компенсации им соответствующих затрат из бюджета через субсидии. Они будут предоставлены правительством по завершении бюджетных корректировок с учетом всех процедур и соблюдения регламента, то есть в конце года. Таким образом, общая продолжительность программы составит четыре месяца, начиная с 1 сентября и до 31 декабря этого года», — заявил Денис Мантуров.
Бюджетное финансирование программы составит 10 млрд рублей. Рекомендуемый размер скидки не зависит от стоимости старой машины и варьируется по типам автомобилей. Например, для легковых она составляет 50 тыс. рублей при снятии автомобиля с учета и сдаче его в утилизацию и 40 тыс. рублей — при продаже автомобиля по схеме trade-in. Максимальную же скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов — 350 и 300 тыс. рублей соответственно. До 350 тыс. рублей смогут сэкономить также владельцы внедорожников, легковых коммерческих автомобилей, грузовиков полной массой от 2,91 тонны до 8,2 тонны и более.
Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) в России за август 2014 года упали в годовом исчислении на 25,8%. За месяц россияне купили всего 172 тысячи машин —на 60 тысяч меньше, чем в августе 2013 года. В январе – августе 2014 года российский автомобильный рынок снизился на 12,1%. За первые восемь месяцев текущего года в России было продано всего 1,582 млн новых машин — на 217 тысяч меньше, чем за январь – август 2013 года.
Источник:
http://top.rbc.ru/economics/11/09/2014/948450.shtml